Философия. История. Образование

Махаматов Т. М. ГЕНЕЗИС ЭКЗИСТЕНЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Философия. История. Образование. 2022. №1 (3), URL: https://fio.fa.ru/journal/article.php?id=2154.


№1 (3), 2022

Философия

pdf-версия статьи

УДК 130.3

ГЕНЕЗИС ЭКЗИСТЕНЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Махаматов
Таир Махаматович
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Доктор наук, makhamatov.tair@mail.ru
Ключевые слова:
генезис экзистенции индивида, бессмысленность и смысл жизни, экзистенция, гора Сизифа, тяжесть свободы, несение креста
Аннотация: В статье, исходя из социально-психологического противоречия между индивидуальностью и социальностью каждой личности, обосновывается объективная неизбежность обострения экзистенциальных проблем у каждого индивида. В этом свете особенно актуальным является анализ экзистенции у студента, как индивида, формирующего свой самостоятельный внутренний мир, свою экзистенцию. Современные исследования раскрывают разнонаправленность экзистенциальных интенций в разных сферах человеческого бытия: пессимистической или оптимистической, нигилистической или творческой. Современная система образования всех уровней не всегда обращает внимание на экзистенциальную составляющую в обучающемся, что обусловлено ее целью и задачами – подготовить рабочую силу для рынка труда. Проблема преобразования негативной составляющей части экзистенции учащегося в экзистенцию человека, борющегося с абсурдом, бессмысленностями жизни, остается за бортом образования. Автор предлагает свое видение решения данной актуальной проблемы современного образования. На основе художественного раскрытия экзистенции человека Ф.М. Достоевским, понятийного анализа человеческой природы в философии Н.И. Бердяева, публикаций современного российского экзистенциального философа и писателя В.В. Варавы, а также исследований современных западных философов Дж. Малпаса, С. Кроувелла, М. Гордона, С. Бэйквелла, Т. Штейхлер и других автор приходит к выводу о реальной возможности использования «темных аспектов» экзистенции молодых людей как резервов их саморазвития, формирования социально-психологической среды для направления негационной экзистенциии в русло поиска в самом себе сил находить смысл в бесмысленности. Автор приходит к выводу, что такую задачу можно решить посредством смены парадигмы философии образования - формирования у обучающихся не только высокого профессионализма, компетенций, но и изучения основных концепций экзистенциализма и изложенных в произведениях Ж.-П. Сартра, А. Камю, А. Платонова, Ч. Айтматова и др. факторов экзистенциальности, как Сизифово упорство, целенаправленность, умение бороться с кажущейся бессмысленностью, абсурдом, тревогой, страхом, с целью превращения их в факторы самоутверждения.
Получена: 19 января 2022 года
Подписана к печати: 28 февраля 2022 года

Введение

  Образование является одной из важных составляющих процесса социализации человека, формированием и определением внутреннего мира и, не в последнюю очередь, его экзистенциального содержания. Экзистенциальный аспект в образовании – базовый, т.к. затрагивает человеческую субъективность, внутренний мир человека. Однако экзистенциальный аспект в образовании не сводится только, как пишут некоторые авторы, к «обессмысливанию образования» с точки зрения личности как основного субъекта образования [1, p. 304]. Здесь следует учесть, что не бывает человеческого индивида без экзистенции, формирование которой начинается наряду с рождением личности в индивиде и которая имеет разные формы и направленности – положительную, негативную, агрессивную, нигилистическую, оптимистическую [2;3;4;5]. Одной из главных проблем и задач современного образования наряду с подготовкой специалиста высокой квалификации является помощь учащемуся в установлении надежного моста между его экзистенциальным миром и внешней реальностью, формировании экзистенции оптимистической направленности.

Цель предлагаемого исследования определяется одной из главных особенностей современной философии экзистенциализма, заключающейся в раскрытии разнонаправленности экзистенциального мира индивида. В данной работе автор сделал свои выводы, опираясь на исследования В. Варавы [5], М. Рюминой [1], Н. Бонецкой [6], Дж. Малпаса (7), М. Гордона [2], С. Бэквейлл [4], Т. Штайхлер [8;9;10] и ряда других публикаций последнего времени, посвященных анализу особенностей человеческой экзистенции в современности.

Общеизвестно, что открытие человеческой экзистенции как неотъемлемой части человеческой души, корнями уходит в русскую художественную литературу, и по праву ее отцом считается Ф.М. Достоевский. Именно художественно-литературный способ исследования внутреннего морально-психологического мира личности оказался, как показал в своих исследованиях Дж. Малпас, наиболее адекватным, художественно-образным способом выражения и эволюции экзистенциализма. Он считает, что «экзистенциалистскую литературу можно рассматривать как одно из выражений того, что является по существу современной тенденцией - тенденцией, которая, следует сказать, не рассеивается никаким движением к "постмодерну"» [7, р.315].

Действительно, внутренний мир человека страдающего, ищущего смысла своего существования в море жизненных противоречий получил глубокое и доступное рядовому читателю художественное отражение в произведениях Ф.М. Достоевского, Ж.-П. Сартра, А. Камю, К. Гамсуна, С. Беккета, А. Платонова, Ч. Айтматова, В. Варавы и других. Но как новое философское направление, экзистенциализм концептуально был сформирован С. Кьеркегором, позднее был развит Н. Бердяевым, М. Хайдеггером, Ж.-П. Сартром, А. Камю, К. Ясперсом и другими. 

В философском способе исследования экзистенциализма основной проблемой выступает категоризация внутренних переживаний, порожденных попытками художественного персонажа осмыслить корни и суть своих жизненных коллизий. Потому данная статья опирается на эти взаимодополняющие способы раскрытия и исследования экзистенции человека.   

Генезис, структура и динамика экзистенции индивида

Рождение личности в индивиде как процесс социализации представляет собой диалектическое противоречие между наивным эгоизмом подростка и требование коллективизма. Как результат попытки индивидом понять, по-своему разрешить эти противоречия, как тихий и пассивный протест против давления коллективности на него образуется экзистенциальный мир индивида.

Формирование человеческой экзистенции начинается с образования осознанного внутреннего мира индивида, самостоятельного мышления, с момента самовопрошания: почему меня не понимают, обижают, любят ли меня, кому я нужен, почему боюсь и т.п. Как отмечают Дж. Рейнольдс и П. Стоукис, «экзистенциалистский субъект – это субъект, само существование которого представляет собой проблему и задачу для самого субъекта» [11,
p. 345].

Было бы не верно сводить экзистенциальный мир человека к феномену «бессознательного» З. Фрейда. Экзистенцию, скорее всего, следует рассматривать как поиск ключа к бессознательному посредством вопрошания. Так как она, экзистенция индивида, является осознанным поиском решения противоречий социализации, то она может быть очень тонким и хрупким объектом всех уровней системы образования.

Но экзистенция первоначально выступает чаще всего как осознанное самоотрицание, самоуничижение и может привести к саморазрушению личности человека.

Человек не может жить только сегодняшним днём; он, волей-неволей, заглядывает в будущее. В наступившем будущем очень часто не происходит то, чего он ожидал и на что надеялся. То, что он делает сегодня, не всегда и не полностью определяет его завтрашний день, как бы демонстрируя бессмысленность надежды на «светлое будущее». По словам Сартра, «каким бы ни был человек, впереди его всегда ожидает неизведанное будущее. Но это означает, что человек заброшен» [12, с. 328]. Мысль об определенной бессмысленности того, чем индивид занимается, неопределенность перспективы своего будущего, абсурдность внешнего окружения усиливает иррациональность в человеке. В нем усиливается «давление темных материй существования-тревоги», депрессии, отчаяния, смерти [2, p.122]. В попытке осмыслить суть своей «темной материи», найти в себе спасение от нее, бороться с абсурдом жизни, безнадежностью, преодолеть иррациональное в себе, понимая свое действие как бесконечное катание Сизифом камня на гору, заключается экзистенция индивида.

Внутренний мир человека, как известно со времен Зигмунда Фрейда, с неизбежностью заключает в себе противоречие между сознательным и бессознательным, т.е. между рациональностью и иррациональностью. Однако, здесь следует подчеркнуть, что суть человеческой экзистенции не сама иррациональность, и не давление на человеческое «Я» массы бессознательного. Сущность содержания экзистенции составляет осознание и стремление индивидом понять, осмыслить это давление, найти связь иррационального с рациональным, найти ключ в мир бессознательного. Как писал Ж.-П. Сартр, «исходным пунктом» экзистенциализма является «субъективность индивида, он обусловлен и причинами чисто философского порядка. … В исходной точке не может быть никакой другой истины, кроме: «Я мыслю, следовательно, существую». Это абсолютная истина сознания, постигающего самое себя» [12, с. 335].

Неизведанное будущее ставит каждого индивида перед выбором, который он сам должен совершить. Никто кроме него не должен и не сможет совершить выбор за него. Согласно Ж.-П. Сартру, это означает, что человек заброшен всеми, не имеет никакой поддержки и помощи. «Заброшенность предполагает, – пишет Ж.-П. Сартр, – что мы сами выбираем наше бытие. …мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможным наше действие» [12, с. 331]. Следовательно, экзистенция человека не есть пассивность, меланхолия, но действие по принципу «Я мыслю и действую, следовательно, существую».

Другой источник экзистенции субъекта – это неприятие между ним и «другими», непонимание, противоречия, постоянно возникающие в процессе всего периода его жизнедеятельности и во всех этапах социализации индивида. Как писал А. Камю, «судя по всему, другой человек всегда остается для нас непознанным, в нем всегда есть нечто не сводимое к нашему познанию, ускользающее от него» [13, p.228].  

Экзистенция индивида как проблема сферы образования

В настоящее время экзистенциальные противоречия воспроизводятся и все больше обостряются порождаемой рыночной экономикой, неопределенностью, нестабильностью жизни индивидов, усиливаемой распространением неолиберальных ценностей [14], к чему еще прибавляется кризис в межнациональных, межрелигиозных и межрасовых отношениях.

Цель, особенности, программное содержание и методика преподавания в образовательной системе могут и должны определять, какое из направлений экзистенции человека – позитивное или негативное, нигилистическое или творческое – формируется и получает свою эволюцию.

Носящий объективно-исторический характер процесс глобализации и еще не сформировавшаяся культура частного предпринимательства в молодых либерально-демократических обществах оказывают двойственное влияние на образовательный процесс. С одной стороны, усиливается материально-финансовая поддержка системы образования всех уровней, позитивно влияет на процесс трудоустройства выпускников специальных и высших учебных заведений. Однако, с другой стороны, под влиянием идеологии рыночной экономики, главной целью которой объявляется максимизация прибыли, и неолиберализма постепенно основной задачей образования становится подготовка рабочей силы [15]. Выпускник становится «товаром» для рынка труда. Если учесть, что многие специальности быстро устаревают, то вчерашний выпускник-специалист вскоре становится представителем прекариата. Его экзистенциальный мир изначально формируется с зачатками тревоги, неопределенности за свое будущее. Как пишет М.С. Рюмина, «неопределенность ценностных и идейных ориентаций заставляет человека переживать ту или иную форму деятельности как бессмысленную» [1, p. 306]. В результате «рыночного подхода» к образованию одна из важнейших задач системы образования – формирование человека с богатой духовной культурой, прогрессивным мировоззрением и готового бороться с несправедливостью, жизненными проблемами – уходит далеко на задний план. Во внутреннем мире студента с самого начала преобладает экзистенция пессимизма, нигилизма, понятие неизбежности бессмысленного [5;16]   

В такой непростой социально-психологической ситуации перед образовательной системой стоит нелегкая социально-философская задача – найти способы объединения в единую систему всех форм и аспектов экзистенции индивида на основе обнаружения смысла в бессмысленном, надежду в безнадёжном [10;17]. Вслед за Марино Гордоном можно попытаться выявить способы переориентировать темные материи экзистенции на служение саморазвитию, результатом которого было бы определение светлого горизонта своей жизни [2, p. 122].

Один из способов решения задачи видится в экзистенциальном смысле «Сизифова труда». Отношение мифического персонажа Сизифа к исполнению своего наказания – бессмысленного катания камня на гору – можно рассматривать как его надежду преодолеть бессмысленность своего труда, как сохранение надежды в безнадежном деле, следовательно, как героизм. Ведь понимая, что камень все равно покатится вниз, Сизиф опять берется за свое дело. Человек, говоря словами А. Камю, в противоречиях, в абсурдности условий своей жизни черпает «поводы для веры и надежды в той безнадежности, когда жизнь предстает как пугающая азбука смерти» [4,
p. 404]. Действительно, каждый индивид должен понимать, что у него есть свой камень, своя «Сизифова гора» и готовить свою экзистенцию к «Сизифову труду». Здесь надо согласиться с рассуждениями В.В. Варавы. Анализируя «Миф о Сизифе» А. Камю, он пишет следующее: «Камю сосредотачивает свое внимание не на самом положении Сизифа, а на том, как он его преодолевает. … Для Камю самое важное презреть волю богов, стать хозяином и властителем своей судьбы и в этом обрести высшее счастье и достоинство. В таком случае судьбой человека становится не ужас его положения, а способ его преодоления» [5, с. 34].

Другая форма экзистенциальной борьбы с «темными силами материи экзистенции» заключается в распятии Иисуса на Голгофе. Сын Божий страшится смерти и страдает как человек, но он понимает, что своими страданиями, человеческой смертью он искупает грехи человечества. Иисус как Бог-Сын мог ограничиться своими проповедями, т.е. рациональным способом поставить человечество на Путь Истины. Но он выбирает иной путь – заслужить воскрешения через свои человеческие страдания, терпение и веру в правоту решения Бога Отца [16].   

Формирование понимания индивидом, что жизнь каждого человека – это «Сизифов труд» и у каждого индивида есть своя «Голгофа», восходя на которую возможно заслужить экзистенциальное воскрешение, – одна из немаловажных задач системы образования, один из способов преодоления ее недостатков и устранения «процесса обессмысливания образования». Решение этой задачи начинается с начальных классов, когда только начинается формирование экзистенциального мира ребенка, когда ребенок делает первые шаги в мир «чужих».

Исследование рождения экзистенции у ребенка, подростка на материалах произведений Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Платонова, Ч. Айтматова – отдельная проблема философии экзистенциализма [16]. Мы ограничимся философским анализом художественного раскрытия А. Платоновым пробуждения экзистенции у ребенка в его рассказах «Еще мама», и «Уля».

В рассказе «Еще мама» А. Платонова семилетний мальчик Артем не очень-то хочет идти в школу. Его страх входить в «мир чужих» проявляется как переживание за маму, которая будет скучать по нему. В действительности же у него страх, что мама его забудет: а вдруг мама не будет скучать по нем? Артем маме говорит: «А ты по мне дома не скучай!» Когда мама соглашается и отвечает: «Не буду, сынок, я не буду скучать», в реакции мальчика заметно его беспокойство, внутренняя тревога. «Нет, ты немножко скучай, сказал Артем. – Так лучше тебе будет, а то что!».

Детская пробуждающаяся экзистенция у Артема А. Платоновым передается как боязнь ребенка потерять маму и остаться одиноким, беззащитным. «А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!». Весь урок он сидел в тревоге и думал о матери как главной опоре в жизни: «А жива ли она?».

В этом рассказе А. Платонова очень важно влияние учительницы на рождающуюся экзистенцию ребенка. Она учит ребенка писать слово «мама». Артем спрашивает:

– А это про мою маму?

– Про твою, - отвечает учительница.

Но после сцены с быками, когда мальчик их испугался, между ней и Артемом проходит изменивший экзистенцию ребенка такой диалог:

– Я прогоню быка.

Артем не поверил.

– Да. А ты не мама!

– Мама!.. Сейчас я тебе мама!

– Ты еще мама? Там мама, а ты еще, ты тут.

– Я еще. Я тебе еще мама!

После этой сцены изменяется отношение Артема к учительнице, к школе. На другое утро он спозаранку собирался в школу, где его ждет и по нему скучает «еще мама» [18, c. 234-240]. Эта сцена рассказа свидетельствует, что чутким отношением к ребенку в школе, первокурснику в вузе у подрастающего человечка начинается формирование позитивной экзистенции.

  Исходя из рассказов о детях А. Платонова можем делать вывод о том, что школьный учитель, преподаватель университета, прежде всего должен быть «еще мамой» или «еще отцом», братом или сестрой; только затем давать компетенции, знания. Педагог своей добротой, чуткостью, заботой может способствовать формированию у обучающегося экзистенции позитивной направленности и уменьшению негативной, порождение которой, к сожалению, неизбежно.   

Заключение

В условиях противоречий глобализации и цифровизации перед системой образования встают новые задачи и сложные проблемы. Одной из таких проблем является экзистенциальный слой души обучающегося. Современная философия экзистенциализма и экзистенциальная художественная литература, начиная от Ф.М. Достоевского и кончая К. Гамсуном, С. Беккетом, Г. Маркесом, А. Платоновым, Ч. Айтматовым и другими, являются достойным подспорьем в решении этих проблем. Выводом исследования является положение о том, что достижения экзистенциальной мысли не смогут стихийно проникать в структуру образовательной системы; их следует вводить посредством нахождения парадигмы, объединяющей все экзистенциальные факторы современного человека. Автор на основе данного исследования в качестве парадигмы предлагает понятия: «Сизифова гора», «Сизифов труд» и «Выбор Иисуса перед Голгофой», которые способствуют формированию экзистенции борца за свое будущее, милосердия, экзистенции со-страдальца, не безразличного к чужим бедам и несчастьям. 

Список литературы

1. Рюмина M.С. Экзистенциальный кризис образования в современном обществе и перспективы его преодоления : монография / под ред. В. Г. Тахтамышева. М. : РУСАЙНС, 2016. 118 с.

2. Gordon Marino. The Existentialist’s Survival Guide: How to Live Authentically in an Inauthentic Age. New York : Harper Сollins Publisher, 2018. 258 p.

3. In search of existence: Chingiz Aitmatov's philosophy of man / T. M. Makhamatov, R.I. Polyakova, L.A. Balandina [et al.] // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. N S3-1. P. 365-374.

4. Bakewell Sarah. At The Existentialist Café: Freedom, Being, and Apricot Cocktails. London : Chatto & Windus, 2016. 448 p.

5. Варава В.В. Седьмой день Сизифа: Эссе о смысле человеческого существования. М. : Родина, 2020. 320 с.

6. Бонецкая Н.К. Русский экзистенциализм. СПб. : Алтейя, 2021. 670 с.

7. Malpas J. Existentialism as literature // The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy) / Steven Crowell (ed.). Cambridge : Cambridge University Press, 2012. Р.191-321.

8. Staehler T. (ed). Existentialism: Critical Concepts in philosophy. London : Routledge, Taylor&Francis, 2012. 1528 p.

9. Staehler T., Martin N. Existential aesthetics and philosophy of religion. London : Routledge, Taylor&Francis, 2013.

10. Staehler T., Martin N. Horizons of existentialism. London : Routledge, Taylor&Francis, 2013.

11. Reynolds J., Stokes P. Existentialist Methodology and Perspective: Writing the First Person // Cambridge Companion to Philosophical Methodology / G. D’Oro, S. Overgaard (eds). Cambridge : Cambridge University Press, 2017. P. 344-365.

12. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов : Сборник /

Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др.; Сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.

13. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов : Сборник / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др.; Сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. М. : Политиздат, 1989. С. 222-318.

14. Махаматова С.Т. Либертарианство как продолжение ценностного слома. Взгляд из России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т.11. N 4. С. 30-36.

15. Махаматов Т.М., Махаматова С.Т. Высшее образование: сфера услуг или новая отрасль экономики? // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. N 3 (55). С. 166-178.

16. Варава В.В., Махаматов Т.М. Новые формы экзистенции в произведениях Ч. Айтматова // Философия и общество. 2021. N 3 (100). С. 143-155.

17. Steinbauer A. Simone’s Existentialist Ethics // Philosophy Now: A Magazine of Ideas. Issue 115, August/September, 2016.

18. Камю. А. Сочинения : Пер. с фр. / Сост., вступ. ст. В. Лукова; Коммент. В. Лукова, В. Трыкова; Ил. Т. Кирюхиной, И. Ивановой. М. : Прометей, 1989. 416 с.

References

1. Ryumina M.S. Ekzistentsial'nyi krizis obrazovaniya v sovremennom obshchestve i perspektivy ego preodoleniya. Monograph. Moscow: RUSAINS; 2016. 118 p. (In Russ.).

2. Gordon M. The Existentialist’s Survival Guide: How to Live Authentically in an Inauthentic Age. NY: Harper Сollins Publisher; 2018. 258 p.

3. Makhamatov T.M., Polyakova R.I., Balandina L.A., et al. In search of existence: Chingiz Aitmatov's philosophy of man. Revista Inclusiones. 2020;7(S3-1):365-374.

4. Bakewell S. At The Existentialist Café: Freedom, Being, and Apricot Cocktails. London: Chatto & Windus; 2016. 448 p.

5. Varava V.V. Sed'moi den' Sizifa: Esse o smysle chelovecheskogo sushchestvovaniya. Moscow: Rodina; 2020. 320 p. (In Russ.).

6. Bonetskaya N.K. Russkii ekzistentsializm. Saint Petersburg: Aleteiya; 2021. 670 p. (In Russ.).

7. Malpas J. Existentialism as literature. In: S. Crowell (ed.) The Cambridge Companion to Existentialism (Cambridge Companions to Philosophy). Cambridge: Cambridge University Press; 2012. p.191-321.

8. Staehler T. (ed). Existentialism: Critical Concepts in philosophy. London: Routledge, Taylor&Francis; 2012. 1528 p.

9. Staehler T., Martin N. Existential aesthetics and philosophy of religion. London: Routledge, Taylor&Francis; 2013.

10. Staehler T., Martin N. Horizons of existentialism. London: Routledge, Taylor&Francis; 2013.

11. Reynolds J., Stokes P. In: G. D’Oro, S. Overgaard (eds.) Existentialist Methodology and Perspective: Writing the First Person. Cambridge Companion to Philosophical Methodology. Cambridge: Cambridge University Press; 2017. p. 344-365.

12. Sartre J.P. Ekzistentsializm – eto gumanizm. In: A.A. Jakovleva (ed.), F. Nicshe, Z. Frejd, Je. Fromm, et al. Sumerki bogov. The Collected Works. Moscow: Politizdat; 1989. p. 319-344. (In Russ.).

13. Camus A. Mif o Sizife. Jesse ob absurde. In: A.A. Jakovleva (ed.), F. Nicshe, Z. Frejd, Je. Fromm, et al. Sumerki bogov. The Collected Works. Moscow: Politizdat; 1989. p. 222-318. (In Russ.).

14. Mahamatova S.T. Libertarianstvo kak prodolzhenie cennostnogo sloma. Vzgljad iz Rossii. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(4):30-36. (In Russ.).

15. Mahamatov T.M., Mahamatova S.T. Vysshee obrazovanie: sfera uslug ili novaja otrasl' jekonomiki? Vestnik TVGU. Series: Economics and Management. 2021;(3(55)):166-178. (In Russ.).

16. Varava V.V., Makhamatov T.M. New forms of existence in the works of Chinghiz Aitmatov. Philosophy and Society. 2021;(3(100)):143-155. (In Russ.).

17. Steinbauer A. Simone’s Existentialist Ethics. Philosophy Now: A Magazine of Ideas. 2016;(115).

18. Camus A. The Collected Works. Moscow: Prometej; 1989. 416 p. (In Russ.).

Информация об авторе/About the Author

Махаматов Таир Махаматович, доктор философских наук, профессор, профессор Департамента гуманитарных наук Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, e-mail: makhamatov.tair@mail.ru

Tahir M. Makhamatov, Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Humanities, The Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: makhamatov.tair@mail.ru

SPIN-код: 6865-5683

ORCID: 0000-0002-1166-4203


Просмотров: 274; Скачиваний: 1033;