Введение
Все творчество великого советского фантаста и ученого Ивана Ефремова (1908-1972) проникнуто не только неиссякаемой верой, сколько твердым убеждением в неизбежное торжество социального прогресса. Точнее, в торжество по-человечески организованного и духовно развитого общества. Ведь исходя из содержания великих романов Ефремова (особенно «Туманность Андромеды», «Лезвие Бритвы», «Час Быка» [1,7]) видно, что человечество, вдохновленное всеми великими социальными идеями освобождения, пройдет через горнило тяжелейших испытаний. Преодолеет и противоречия, связанные с незабываемым и часто звериным насилием исторически преходящих и несовершенных эпох с их классово разобщенными обществами. И все-таки придет к наиболее совершенному общественному строю в масштабах единого человечества, по-коммунистически организованного и творчески - солидарного.
Для всех нас, современников, живущих в потребительски комфортных, но по-прежнему небезопасных условиях (из-за глобальной пандемии) XXI века крайне актуально познакомится с великими произведениями Ефремова. В них образы желанного будущего для всего человечества представлены целостно, художественно ярко и возвышенно красиво. Но, главное, именно в таком будущем хочется жить, чтобы вместе со всеми стать всесторонне развитой и гармоничной личностью. Творцом. Субъектом истории. Человеком.
Мир темного прошлого и разобщенного настоящего
Какое понимание истории дает нам чтение повестей и романов фантаста Ивана Ефремова сегодня? Тысячелетиями человеческая история развивалась в условиях элементарного выживания человеческих обществ, в условиях подчинения слепым силам природы – стихийно, бессознательно. Даже общественное разделение труда и появление первых технологий мало способствовало гуманизации человеческой истории. Ведь по мере развития производительных сил и большей независимости людей от сил природы, человеческая история приобретала дополнительную конфликтность, в том числе в силу появления частной собственности и раскола общества на антагонистические классы.
Грубая коллективистская уравнительность догосударственного строя, с появлением письменности и государств, сменилась зверствами и насилием завоевателей первых цивилизаций. Достаточно вспомнить, по историческим документам, как знаменитые ассирийские цари, жившие еще 3000 лет тому назад, хвастались, сколько опустошили и истребили своих соперников (царства, городов и т.д.). Так, к примеру, царь Ашшурнасирапал описывал некоторые свои «подвиги»: «…со всех главарей, которые восстали, я содрал кожу. Их кожей я покрыл столбы; одних пригвоздил я к стене, других посадил на кол» [2, с.39].
С не меньшим насилием (несмотря на законы всех мировых религий) более организованные и сплоченные социальные группы и классы (рабовладельцы, феодалы) принуждали работать на себя более многочисленные, но менее организованные классы (рабов, крестьян). Властители жестоко расправлялись с теми, кто боролся за свои человеческие права. И такое социальное угнетение, при всемерной поддержке жрецов и религиозного духовенства, продолжалось многие и многие века.
Да, были прорывы человеческого духа, культуры, искусства, взаимовыгодного сотрудничества разных культур. Однако и в античном мире, и в средние века их многократно перекрывали грандиозные масштабы межчеловеческого насилия. Этому способствовала и этноконфессиональная разобщенность людей. Этническое и религиозное деление человеческого общества (с «верой» и «правдой» каждой религии и народа) лишь усиливало конфликтность, закрепляло неравенство и эксплуатацию большинства привилегированным меньшинством внутри страны.
Сколько примеров регресса и торможения, разобщенных и стравленных между собой людей! Сколько сгорело в топке истории творческого потенциала людей и самих творцов, веками дрессированных на то, чтобы как можно эффективнее убивать себе подобных в огромных количествах. А «великие» монархи, «выдающиеся» государственные деятели, политики внутри страны и на международном уровне были часто теми, кто смог уничтожить, заставить подчинить себе больше народа внутри и вовне людей (от Чингисхана и Гитлера до «демократичных» президентов США), заставить их смириться со своим униженным положением второсортных членов общества, классов и людей («навоз истории»).
Именно так, брезгливо содрогаясь от воспоминаний о былом историческом прошлом, истолковывали человеческую историю земляне будущего, герои таких произведений Ефремова, как «Туманность Андромеды» и «Час Быка».
И вот наступила заря капиталистического прогресса, пришедшего на смену аграрному, технологически примитивному феодализму. Ученый и коммунистический гуманист Ефремов, конечно, разделял мнение классиков марксизма о прогрессивности капитализма в покорении природы, развитии производительных сил, технологий, освобождении низших классов от ранее грубого внеэкономического принуждения: с продажей крепостных и рабов, до их порки. Но сделало ли появление капитализма этот мир более справедливым, по-человечески обустроенным миром? Нет. Ведь на место прямого принуждения пришло стихийное экономическое принуждение неимущих трудящихся – безличной власти капитала и их собственников-капиталистов. Убежденному солидаристу и альтруисту Ефремову был крайне чужд типичный капиталистический принцип: «человек человеку волк». Его произведения наполнены критикой социал-дарвинизма и фрейдизма с культом алчных и звероподобных индивидуалистов и эгоистов.
И как свидетельство господства не гуманистического и сознательного, а звериного начала в человеке тогда в этом обществе нормой стали откровенные колониальные разбои и захваты, межимпериалистические бойни – самой страшной из которой была Вторая Мировая война. Мир капиталистического отчуждения, насилия и разобщенного неравенства между людей разных классов и социальных групп подверг уничтожающей критики великий коммунистический гуманист Иван Ефремов в своих романах «Лезвие Бритвы» и «Час Быка».
Что тут можно возразить? С милитаризмом и войнами всегда соседствовали созидательная хозяйственно-культурная деятельность человека. Само насилие во всех его видах было тесно связано с социальным прогрессом. Насильственным путем более развитые европейские колонизаторы несли индейцам, африканцам и азиатам плоды своего прогресса. А те, в свою очередь, рано или поздно их перенимали, пытаясь догнать ушедшую вперед Европу-Запад. Насильственным путем свершались прогрессивные революции, проводились модернизации-индустриализации и всякие даже Великие реформы. Разумно-духовное развитие человечества шло рука об руку с насилием. А неравенство и даже все формы человеческой эксплуатации также оказывались нужны (парадоксы диалектики) для развития человеческой цивилизации. С точки зрения философа Николая Бердяева, «неравенство – есть основа всякого космического строя и лада, есть оправдание самого существования человеческой личности и источник всякого творческого движения в мире. Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства. Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из бесконечной массы» [3, с.61].
В тоже время Ефремов не был наивным утопистом, по пропагандистски шаблонным писателем и дремучим критиком во многом чуждого советским гражданам «зарубежного общества». И если его первые романы, в частности, «Туманность Андромеды» на фоне космическо-коммунистической романтики 60-х годов, были обласканы и цензурой и массовым читательским спросом (в миллионы экземпляров!), то судьба поздних произведений оказалась менее благоприятной. Особенно это касается его произведения «Час Быка» (1968). Только что вышедший на полки роман почти сразу же был объявлен антисоветским и тут же изъят из магазинов и библиотек (оставаясь раритетом) вплоть до эпохи гласности и перестройки. Почему так? Ведь в описываемом обществе – планете явного социального зла Торманс –рельефно угадываются все чудовищные пороки «капиталистической олигархии и “муравьиного лжесоциализма” маоистского толка» [4] (тогдашнего противника СССР). Однако сверхбдительная советская цензура ясно усмотрела в романе критику черт и советского госбюрократического социализма — далекого от идеалов марксизма. Что было правдой. Более того, в романе «Час Быка» четко прослеживалась мысль о возможной тупиковой линии развития человечества в виде гремучей смеси олигархического фашизма с «научно-кастовой» тоталитарной системой общества.
А что Ефремов бы сказал о нашем веке и мире информационного прогресса и даже о потребительском рае для сотен миллионов людей (его ранее лишенных), но живущих по-прежнему в тесных рамках капиталистической общественной системы? Будучи идейным коммунистом, (не чета убогим официальным пропагандистам брежневско-сусловского разлива) Ефремов наверняка этот мир не принял бы. Фактически и даже хронологически этот мир для Ефремова органично входит в метко названную им Эру Разобщенного Мира (ЭРМ). Действительно, несмотря на научно-технический прогресс, человечество по-прежнему разделено по социально-классовому признаку, с эксплуатацией большинства меньшинством, где все также царит в нем социальная несправедливость, ложь сильных мира сего и национально-государственная разобщенность. В этом мире живут все по-мещански частно и расщеплено друг от друга: каждый сам за себя. Только семья и работа, и нет никому больше доверия. Такой докоммунистический мир с точки зрения Ефремова должна сменить Эра Мирового Воссоединения (ЭМВ) – первоначального мирового коммунизма, а затем и более высокая Эра Общего Труда (ЭОТ).
Мир светлого будущего по И. Ефремову
В четвертом сне Веры Павловны (в романе Н. Чернышевского «Что делать?») звучал призыв: «…будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести…» [5, с.394]. Ценящий творчество Чернышевского, певец светлого будущего Ефремов наверняка бы подписался бы под такими строками. Ведь с точки зрения Ефремова светлое будущее возможно строить лишь из прогрессивных и гуманных блоков вчера и сегодня накопленного опыта человечества вчера и сегодня. Тут важно определится, что брать в будущее из прошлого и настоящего, а что нет, а что выбросить в мусорную корзину истории.
Внимательно читая и перечитывая замечательные ефремовские произведения «Туманность Андромеды», «Сердце Змеи», «Лезвие Бритвы», «Час Быка», «Таис Афинская» можно найти художественно ярко прописанные представления о желанном будущем человечества. О том, какими должны быть в будущем по-настоящему красивые, свободные и гармоничные люди, лишенные звериной жестокости, трусости и подлости – всех тех пороков, которые законсервировало человечество в своем многовековом докоммунистическом прошлом.
По Ефремову будущее человеческое общество – общество свободное от языковых и культурных барьеров, расовых, этнических предрассудков. Откуда им взяться, если все люди – уже единый народ с одним языком и культурой! Мифы отдельных наций умерли вместе с ними. Поэтому расизм, шовинизм, национализм и прочим им подобным гадостям нет места в обществе светлого завтра. Нет в нём места и разделяющей всех людей религии, а также магии, мистике и оккультизму. Человеку, вооружённому научным знанием хорошо развитому высоким искусством и культурой, физически и духовно гармоничному- они просто не нужны. Для него это бесполезные и даже вредные атавизмы. Но это в далеком завтра. А сегодня убежденные националисты и клерикалы всех конфессий такие идеи назвали бы «вредными» и «кощунственными».
Если суммировать все высказанные писателем идеи и мысли, то коммунистическое движение это не только движение к большей свободе угнетенных масс по отношению к угнетателям, но и установление единого справедливого братства. Это движение от непродуктивной конфликтности к созидательному сотрудничеству в интересах абсолютного большинства – что безусловно является более прогрессивным и эффективным. Это движение целерациональное, научно-умное, в интересах всех, а не избранного меньшинства — «лучших». Это по настоящему Сознательно-Человеческое развитие истории, при постоянном сокращении бессознательно-животного начала в каждом человеке и в человечестве в целом. Это и есть прорыв из звериной предыстории к Человеческой Истории- как это образно сформулировал еще Маркс.
Обобщая повествование о коммунизме добавим: это – всепланетное, ноосферное (по терминологии Г. Вернадского) общество будущего. Будущего далёкого от нас. Фантаст Иван Ефремов в одном из своих произведений («Час Быка») относил его появление к концу XXIII в. - началу Эры Общего Труда (ЭОТ). Именно в эту эру Земля стала единой родиной для всех людей, ранее разделенных по национально-государственному и этническому признакам.
Но достижение Эры Общего Труда – отнюдь не финальная точка развития человечества, она лишь один из этапов в постоянном движении по пути ликвидации всех форм эксплуатации и неравенства между людьми и постепенном установлении свободных, справедливых и братских отношений между ними. Так за Эрой Общего Труда последует более развитая Эра Великого Кольца.
Известно, что у всех классиков марксизма-ленинизма творческий труд для абсолютного большинства является важнейшим условием для установления коммунистического общества. Маркс, говоря о творческом труде (называя его всеобщим трудом), указывал, что при коммунизме будет господствовать массово-интеллектуальная кооперация людей по развитию собственно человеческих производительных сил («делающих самоцелью развитие всех человеческих сил…» [6, с.275]). Но для такой творческой самореализации людей нужно создать необходимые социально-экономические условия (еще в рамках социализма) для такой творческой самореализации людей. А с количественным и качественным развитием коммунистических основ (включая и автоматизацию производства) труд из вынужденной необходимости (из-за нужды) превращается в главную потребность. И Ефремов в своих произведениях это везде и подчеркивает. Только свободный и творческий труд соответствуют желаниям и способностям человека, уже определившегося с выбором профессии. Но это все равно труд на благо всего общества. В то время как наиболее тяжёлые, опасные и монотонные работы выполняются роботами, как писали еще в советское время.
Будучи выдающимся ученым, Ефремов предсказывал, что в будущем большая часть человечества – это люди так или иначе связанные с наукой и творческим поиском. Такое массовое развитие науки способно привести человечество не только к колоссальному техническому прогрессу, но и качественно улучшить саму систему антропологического воспроизводства. Например, это позволит существенно продлить активную жизнь человека (в эпоху ЭОТ средняя продолжительность жизни человека – 170 лет). Но долгая жизнь максимизирует не столько степень бытового комфорта, сколько способствует удовлетворению личностного роста и духовного развития.
Для этой высокой цели и служит удивительная система педагогического воспитания детей и подростков, которые гармонично сочетают в себе триединство: умственно-эстетическую, физическую и трудовую деятельность. Впечатляет особый трехлетний трудовой цикл для юношей и девушек после окончания школы, когда они выбирают с помощью своих менторов (наставников) выполнение 12 серьезных заданий, названных «Подвигами Геракла» («Туманность Андромеды»). Интересная модель комплексного воспитания Человека-Творца и активного преобразователя жизни общества!
По Ивану Ефремову свободный и гарантированный труд вкупе с доступным образованием и постоянной переподготовкой – основа для самореализации человека в любой сфере жизнедеятельности, в том числе в сфере науки и художественного творчества. Каждый член общества трудиться там, где считает нужным и столько, сколько считает нужным. В любой момент времени он может сменить место труда и овладеть новой профессией. Вот в чем подлинная свобода человека, его воспарение над царством экономической необходимости прежних эпох!
Конечно, в коммунистическом обществе будущего нет частной собственности (есть только личная) на средства производства. Они находятся в собственности общественной, то есть принадлежат всему обществу в целом, им контролируются через систему Советов и общественных ассоциаций. Научно просчитываемая хозяйственная деятельность всех субъектов, направлена исключительно в интересах всего общества и базовых потребностей человека. Отсюда у всех равный доступ к материальным благам, мобильному и высокоскоростному и целиком общественному транспорту (там нет личного транспорта!), общественному жилью (тоже нет личного, поскольку люди меняют профессии и часто переезжают), высокотехнологичной медицине, образованию, рекреации и т.д. Все, свободно выбирая и меняя профессии, получают от работы удовольствие, но при этом трудятся на благо всех. А высокий уровень сознания и духовности человека светлого завтра освобождает его от потребительства, погони за чувственными удовольствиями, властолюбия – всем этим порокам нет места при коммунизме. Так прочитывается у Ефремова, хотя это выглядит излишне идеализированно. Не со всеми вещами можно согласиться, не говоря уже о том, что его герои выглядят порой чересчур цельными или, напротив, даже плоскими и не противоречивыми. Подобные образы в произведениях братьев Стругацких выглядят более жизненно. Но ведь это коммунистическое будущее.
В далеком от нас коммунистическом будущем отношения между людьми построены на доверии, открытости, прямоте, сопереживании к другому и альтруизме. А куда подевались открытая вражда, злоба, агрессия, нечестная конкуренция? Они постепенно ушли в небытие, вместе с изжитыми докоммунистическими формами жизни общества. Хотя на это потребовался не один век целеустремленных усилий всех людей. И упорная борьба со всеми с грубыми морально-этическим отклонениями людей, не говоря уже о более серьезных проступках, все-таки завершилась победой. Но отнюдь не благодаря изощренному насилию, а с помощью всеобщего морального осуждения и даже остракизма удалось покончить с подобными личностно-психологическими девиациями (всех кого поразила злая «стрела Аримана») людей. Самое строгое общественное воздействие состояло во временном одиночном изгнании и на изолированной от всех людей природе (подробно описано в «Туманности Андромеды»).
Личность, как известно, субъект общественных отношений. Чем больше человек включён в жизнь общества, чем больше он чувствует свою нужность и значимость, тем больше он личность. Отсюда в таком обществе развито и чувство сопричастности всему обществу. По Ефремову это произойдет позже, в так называемую Эру Встретившихся Рук (ЭВР), когда люди достигнут совершенства в психо-физическом и нравственном развитии. Именно в это время для наших далёких потомков на первый план выступит сотрудничество – не только в рамках земли, но и со всеми внеземными цивилизациями Великого Кольца (время постоянных контактов с разумными инопланетянами). И только благодаря совместному продуктивному сотрудничеству можно будет добиться высоких результатов, решить сложные проблемы и разрешить накопившиеся противоречия.
А есть ли они у землян вообще? Есть. Но они, как учат классики марксизма, не будут иметь антагонистического характера в силу отсутствия классового деления и частной собственности. Противоречия, как это видно в романе «Туманность Андромеды», носят более межличностный характер (даже в соперничестве проектов имеющих общественное значение) и чаще всего лежат в морально-нравственной сфере. И все-таки здесь скрывается, на мой взгляд, нерешенная Ефремовым проблема. Она состоит в неизбежном противопоставлении более талантливых людей, выдающихся творцов, менее талантливым и способным, даже несмотря на совершенную демократию и постоянную свободу выбора профессии в будущем. Конечно, Ефремов везде постулировал, что один за всех и все за одного – есть важнейшая и чуть ли не обязательная черта людей коммунистического будущего. На это направлено многовековое воспитание землян. Но в жизни все гораздо сложнее. В любом, даже в самом демократичном обществе, все равно выстраивается некая иерархия авторитетов (пусть не постоянно закрепляемых, как в коммунистическом будущем), выдающихся людей, более ярких и компетентных чем другие, более посредственные. Отсюда неизбежно возникнет напряжение между харизматичными героями (такими как Дар Ветер, Фай Родис и др.) и более посредственной массой намного менее талантливых и трудолюбивых людей. Более ординарные личности (хотя и в чем-то и востребованные) всегда будут неприязненны к тем, кто более талантлив и забирает себе всю славу «героев-землян». Впрочем, эта проблема несравнима с проблемами сегодняшнего человеческого бытия, бесконечно далекого от массовой личностной самореализации.
Важно, что в коммунистическом обществе будущего И. Ефремова все направленно на всестороннее развитие человека, раскрытие всего созидательного потенциала, на благо и общества и самого индивида. В воспитательном плане неукоснительно соблюдается принципы: лишать человека бесцельной праздности (как сегодня распространено в виртуальных социальных сетях), конформного существования, - быть «как все». Отсюда не неприметно жить и работать экономно, а творчески гореть, в тесном содружестве с другими людьми. Жизнь на пределе своих сил, с полной отдачей, с неутолимой жаждой подвига, дела, знания. «Полюбить или служить такому захватывающему делу, чтобы не только страшно, а наоборот, – радостно умереть, любя в то же время жизнь всеми клеточками тела…» [7, с. 314]. Без этого невозможно счастье самого человека. Счастье в полнокровной жизни. И этому вопросу Ефремов уделяет особое внимание. Не случайно в романе Ефремова «Час Быка» у землян будущего одним из главных общественных институтов выступает Академия Горя и Радости. В коммунистическом обществе право на счастье каждого человека является задачей номер один для всего общества. А само достижение полноценного счастья – это всемерное проявление свободных, творческих, созидательных способностей, человеколюбивых отношений в обществе и других постулатов гуманизма.
Заключение
Сегодня мы все живем в условиях непрерывно длящегося капитализма, условиях, казалось бы, бесконечно далеких от тех жизненно необходимых магистрально-коммунистических линий развития человечества, что так выпукло прорисованы пером коммуниста И. Ефремова. И во всем мире и особенно в десоциализированной кланово-капиталистической России, практически мало осталось тех, кто мечтает, думает о том альтернативном будущем, которое так образно и объемно показано в великом творчестве Ефремова. Да и сама отечественная научная фантастика, после краха советского проекта в России, стала иной, менее научной и социальной, более примитивной и фэнтезийной, что так органично соответствует примитивному массовому рыночному – читательскому спросу.
И все-таки само историческое поражение первого коммунистического опыта, отнюдь не ставит полный крест в осуществлении на практике коммунистической идеи и коммунистического общества в ближайшем будущем (уже в нашем веке). Вот только за это светлое будущее надо бороться целенаправленно и усиленно, держа перед собой прекрасный образ коммунистической мечты. И здесь творчество великого советского фантаста Ивана Ефремова способно вдохновлять прогрессивно мыслящих людей. Через романы Ефремова легче понять и представить, в чем суть настоящего коммунизма и почему это так необходимо для человечества.
Список литературы
1. Ефремов И. Туманность Андромеды. СПб. : Ленинградское издательство, 2010, 448 с.; Он же. Час Быка. М. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 512 с.
2. Мочалов М. Ю. Ассирийская держава. От города-государства – к империи. М. : Вече, 2015. 320 с.
3. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М. : АСТ : Астрель : Полиграфиздат, 2010. 349 с.
4. Черная Н. «Час Быка» И. Ефремова и развитие антиутопии // История Фэндома. URL: http://www.fandom.ru/convent/58/efremov_1988_t02.htm (дата обращения: 30.01.2022 г.).
5. Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. М. : Художественная литература, 1978. 479 с.
6. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов / К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 46, ч. 1. М. : Государственное издательство политической литературы, 1968.
7. Ефремов И. Лезвие Бритвы. М. : Правда, 1988. 672 с.
References
1. Efremov I. The Andromeda Nebula. St. Petersburg: Leningradskoe izdatel'stvo; 2010. 448 p.; Efremov I. Hour of the Bull. Moscow: Azbuka, Azbuka-Attikus; 2016. 512 p. (In Russ.).
2. Mochalov M.Yu. Assiriiskaya derzhava. Ot goroda-gosudarstva – k imperii. Moscow: Veche, 2015. 320 p. (In Russ.).
3. Berdyaev N.A. Philosophy of inequality. Moscow: AST; 2010. 349 p. (In Russ.).
4. Chernaya N. “Chas Byka” I. Efremova i razvitie antiutopii. Istoriya Fendoma. Available from: http://www.fandom.ru/convent/58/efremov_1988_t02.htm (accessed 30 January 2022). (In Russ.).
5. Chernyshevsky N.G. What to do? From stories about new people. Moscow: Khudozhestvennaya literature; 1978. 479 p. (In Russ.).
6. Marx K. Economic Manuscripts of 1857-1859. In: K. Marx, F. Engels. Collected Works. Vol. 46. Part 1. 2-ed. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoi literatury; 1968. (In Russ.).
7. Efremov I. Razor Blade. Moscow: Pravda; 1988. 672 p. (In Russ.).
Информация об авторе/About the Author
Бакланов Вячеслав Иванович, кандидат исторических наук, доцент, доцент Департамента гуманитарных наук Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, e-mail: vibaklanov@fa.ru
Vyacheslav I. Baklanov, PhD in History, Docent, Associate Professor of the Department of Humanities, The Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: vibaklanov@fa.ru
SPIN-код: 6205-9359
ORCID: 0000-0003-4982-1523